Сокращение объемов погрузки в июле 2024 г. ускорилось до минус 5,7% г/г, после минус 3,3% г/г в июне. Уменьшение объемов зафиксировано практически во всех сегментах, за исключением минеральных удобрений и прочих грузов, включающих контейнерные перевозки. Это могло быть обусловлено снижением уровня экономической активности в июле (на фоне повышения процентных ставок) и сложностями с расчетами в юанях. Оборачиваемость вагонов также вновь ухудшилась, а ставки аренды полувагонов держатся в диапазоне 2 700–3 000 руб./сут.
Объем ЖД погрузки и грузооборот. В июле 2024 г. объем погрузки снизился на 5,7% г/г и на 1% м/м. Грузооборот сократился на 5,2%, т. е. его динамика также ухудшилась по сравнению с июнем (-4,1%). Слабая динамика могла быть обусловлена охлаждением экономической активности на фоне растущих процентных ставок, а также сложностями с расчетами в юанях, обострившимися в июле на фоне отказа нескольких крупнейших китайских банков проводить расчеты с российскими финансовыми организациями, включенными список SDN. Динамика последующих месяцев поможет определить, какой фактор является определяющим для июльского снижения; в случае замедления экономической активности негативная динамика вероятно будет более устойчивой. За первые семь месяцев 2024 г. объем транспортировки грузов по ЖД упал на 3,1%, а грузооборот снизился на 5,7%.
Динамика по типам грузов. В июле большинство грузов показало ярко выраженную отрицательную динамику год к году. Сильнее всего упала погрузка строительных материалов – на 18,2% г/г, а объемы транспортировки цемента упали на 13% г/г. Стоит отметить, что обе категории грузов ориентированы в основном на внутренний спрос. Это может указывать на замедление экономической активности в июле, а значит свидетельствовать о том, что ограничительная политика ЦБ, выражающаяся в повышении ключевой ставки, уже непосредственно влияет на темпы экономического роста. В сегменте черных металлов снижение ускорилось до минус 13,7% г/г. Также ускорилось падение объемов погрузки угля – с минус 6,7% в июне до минус 8% в июле. Объемы перевозки нефтепродуктов и нефти были стабильны – они не изменились год к году на фоне приоритезации перевозок данного типа грузов в условиях, когда НПЗ работают с перебоями. Среди категорий грузов, демонстрирующих положительную или стабильную динамику, остаются минеральные удобрение (рост на 5,3% г/г), а также прочие грузы (0,0% г/г, в последней категории преобладают контейнерные перевозки).
Оборот вагона вновь ухудшился. Данные по обороту вагона публикуются с опозданием на месяц. В июне оборот вагона вырос на 3,1% м/м, до 20,5 сут. Этот фактор, как мы полагаем, обеспечивает стабильность ставки аренды полувагонов (2 700 -3 000 руб./сут) на фоне низких объемов транспортировки.
https://www.finam.ru/