Когда мы говорим про сектор цветной металлургии в РФ, то первой компанией, которая приходит в голову, является ГМК Норникель. Бизнес имеет хорошо диверсифицированную корзину металлов, защищает от девальвации и всегда платил дивиденды своим акционерам.
Но остается ли идея в Норникеле по-прежнему такой привлекательной и прозрачной? Попробуем сегодня разобраться.
Начнем со свежего операционного отчета за 1 полугодие текущего года.
Объем производства никеля практически не изменился, несущественно снизившись год к году (-1%) до 90,4 тыс. тонн. А вот цены на этот металл в рублях сократились на 9,3% с января по конец июля. Здесь наложилось сразу два фактора: падение долларовых цен на никель и укрепление рубля. В целом неплохой результат, учитывая, что на рыночную конъюнктуру компания повлиять не может и за период были плановые ремонты.
Объем производства палладия также на уровне прошлого года (1,5 млн тр. унций). А вот здесь снижение цены на металл в рублях более существенное (-17% с января). Если говорить о платине, то там объем производства сократился на 3% г/г, но она занимает несущественную долю в выручке.
Теперь переходим к самому интересному — к меди. Объем производства за полугодие вырос на 7% г/г до 218,6 тыс. тонн. Цена с начала года в рублях выросла на 4,5%. Стоит отметить, что потенциал у данного сегмента достаточно большой. Медь активно используется в электромобилях, оборудовании для ВИЭ и в долгосрочной перспективе останется дефицитным металлом.
Получается, что сейчас операционно и финансово всю Группу вытягивает медный сегмент, несмотря на то что доля в выручке у него пока не ключевая. В это же время компания, как вы знаете, собирается перенести все производство меди в Китай и закрыть завод в Норильске (80% производства меди компании в моменте). Пока мы слышали только общие слова про эти планы, и в операционном отчете про этот проект нет ни слова. Это начинает вызывать вопросы…
Пока непонятно, какой положительный эффект может дать перенос медного производства в Поднебесную. Где гарантии, что лет через 5 мы по-прежнему будем дружить с Китаем и все понесенные инвестиции окупятся? Это риторический вопрос.
Тут сразу добавляем неконтролируемый риск – получится ли из Поднебесной в будущем выводить денежные средства? Практика показывает, что некоторые китайские банки уже тормозят и отменяют платежи.
И еще один важный вопрос, который волнует инвесторов и пока остается без ответа — дивиденды. Тот факт, что бизнес заработает в текущем году, сомнений не вызывает. Но если говорить о дивидендах в рамках вопроса Медного завода, тут есть одна дополнительная неизвестная – у кого еще кроме самого ГМК будет доля в будущем китайском предприятии?
Это важно, потому что, напомню, среди акционеров Быстринского ГОКа помимо Потанина есть китайский фонд Hopu Investments с долей 13,33%. И в прошлом году они себе успешно выплатили дивиденды, минуя миноритариев самого ГМК. Писал про это подробно в феврале. Риски схожей ситуации с медным заводом в Китае не нулевые!
Что касается финансового положения Норникеля, здесь все неплохо. Компания, несмотря на снижение цен в текущем году на ряд металлов, все равно остается прибыльным бизнесом, потому что себестоимость производства является одной из самых низких в мире. Более точно цифры разберем после выхода финансового отчета.
Резюмируя вышесказанное, операционные результаты компании в рамках ожиданий. Но главные риски кроются не здесь, ведь возможная трансформация бизнеса может ударить по карману миноритарных акционеров. Надеюсь, что окажусь не прав и менеджмент раскроет подробную информацию по факту выхода финансового отчета.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
https://www.finam.ru/