Решение ЦБ было ожидаемым: выбирая между мягким и жестким действием, он выбрал второй вариант, поскольку инфляция оказалась существенно выше летних прогнозов. И самое главное: инфляционные ожидания продолжают расти, предложение явно не поспевает за спросом.
Добавим бюджетные расходы, утилизационный сбор и его компенсацию со следующего года — и получим активный бюджетный импульс и его вклад в рост цен, увеличение дефицита и дополнительные бюджетные расходы. Всё это и привело ЦБ к такому жесткому решению.
Кроме того, свою лепту внес и рынок труда. В некоторых отраслях дефицит трудовых ресурсов достаточно весомый. И это ведет к росту номинальных зарплат: значит, дальше растет потребление, что тоже раскручивает маховик инфляционных ожиданий.
Поэтому мы пока не видим замедления инфляционных ожиданий. Скорее всего ЦБ попытался поставить если не точку, то точку с запятой в очереди повышения условий фондирования. И летний прогноз по инфляции вблизи 4% теперь снова под вопросом. Годовая инфляция ожидается в диапазоне 8–8,5. В следующем году она должна снизиться до 4,5–5. Чтобы это сделать, ЦБ делает все от него зависящее, а он оперирует только рычагами давления на спрос.
https://www.finam.ru/