Недавно РБК опубликовал данные, что российские авиакомпании близки к рекорду по выручке, который не обновлялся с 2011 года. По прогнозам АКРА, общая выручка может составить 1,8 трлн руб.
При этом маржинальность тоже растет: рентабельность по EBITDA поднялась до 20%, хотя обычно держалась на уровне 5–10%. Казалось бы, отличные новости. Но давайте посмотрим, что стоит за этими цифрами.
Пассажиропоток все еще ниже уровня 2019 года. Тогда было перевезено 128 млн человек, а в 2023 — только 105 млн. Основные причины — последствия пандемии и санкции.
Ключевой фактор, сдерживающий рост пассажирских перевозок — нехватка самолетов. Санкции затрудняют поставки и ремонт, так что авиакомпании начали обслуживать авиапарк своими силами.
Однако финансовые результаты впечатляют. «Аэрофлот» увеличил выручку на 52% (до 312 млрд руб. за первое полугодие), «Уральские авиалинии» — на 40% (до 58,6 млрд руб.), Utair — на 12,8% (до 47,8 млрд рублей). Компании сократили затраты, но также активно поднимают цены на билеты. Спрос остаётся высоким, несмотря на то, что количество доступных рейсов сокращается, а загрузка самолётов достигает максимума.
Цены на авиабилеты бьют рекорды. Это и причина роста маржинальности. По данным Росстата, с начала года до августа средние цены выросли на 28% – это максимум с 2002 года. В августе средняя цена билета экономкласса составила 7912 рублей, а по словам министра транспорта Романа Старовойта, в некоторых направлениях билеты подорожали на 20% – до 9150 рублей.
Что дальше?
Цены, скорее всего, продолжат расти. Авиакомпании будут искать способы повысить загрузку в условиях дефицита самолётов, но пассажиропоток уже начинает сокращаться. В условиях санкций и отсутствия поставок российской авиатехники, полёты становятся всё более дорогими.
Тем, для кого такие траты становятся неподъёмными, возможно, придётся вернуться к более традиционным способам путешествий – на поезде или даже на «собаках».
https://www.finam.ru/