В попытках обуздать инфляцию ЦБ долгое время стремительно повышает ключевую ставку и на последнем заседании дал всем понять, что это не предел. Возможно, 25 октября ставка будет повышена до 20%, а то и выше. В таких условиях инвесторы стали чаще обращать внимание на флоатеры, благодаря которым сейчас можно зафиксировать хорошую доходность. Только за последний месяц их разместили не менее 10 компаний, успешно подписав свои книги. При том, что среди эмитентов есть как известные типа Вуш и Фосагро, так и новички, которые вышли на долговой рынок впервые. У них может быть разная мотивация: кто-то нуждается в деньгах, а кто-то – хочет познакомить инвесторов со своей бизнес-моделью и инвесткейсом, тем самым сделать первый шаг в сторону публичности.
Один из таких дебютантов – АО «Монополия», которая владеет одноименной логистической платформой, объединяющей у себя грузоперевозчиков и грузоотправителей, ведущий игрок на рынке логистики. В некотором роде, это российский аналог Uber на рынке грузоперевозок. Компания ранее известная многим инвесторам как покупатель Globaltruck в прошлом году, решила разместить свои первые облигации, а именно флоатеры. Посмотрим, что она из себя представляет.
Источников дохода у компании несколько: перевозка грузов собственным парком техники, так и с помощью привлеченных со стороны грузоперевозчиков, а также перепродажа топлива своим клиентам-перевозчикам. За первое полугодие 2024 года выручка увеличилась на 42% год к году и составила 29,6 млрд рублей. EBITDA выросла на 39% до 1,3 млрд руб. При этом активные инвестиции в развитие и масштабирование, и рост зарплат привели к образованию чистого убытка, однако долговая нагрузка находится на умеренно высоком уровне в 3,9x чистого долга к EBITDA. Стоит отметить, что рост долга во многом связан с покупкой того самого Globaltruck, но показатель относительно конца прошлого года не менялся. Компания планомерно снижает свою долговую нагрузку (в 2022 ND/EBITDA был 4,8) и есть перспективы дальнейшего ее снижения, если продолжит работать в том же духе. В общем, перед нами активно растущий бизнес с хорошими перспективами.
Так, рейтинговое агентство AKРА совсем недавно присвоило Монополии кредитный рейтинг ВВВ+(RU) со стабильным прогнозом, указав на сильный операционный риск-профиль и умеренную оценку финансового риск-профиля. Агентство оценило уровень ликвидности компании как высокий благодаря наличию значительных доступных кредитных линий и договорам факторинга. Важно отметить уникальность технологического предложения компании – рынок грузовых автоперевозок сейчас сильно фрагментирован из-за наличия множества мелких игроков, степень цифровизации невысока, при этом спрос на перевозки активно растёт. Монополия же через свою платформу соединяет заказчиков и перевозчиков, зарабатывая на этом. Также компания облегчает водителям работу с различными дорожными сервисами, например, оплату топлива, предлагая все в режиме одного окна, тем самым диверсифицируя свои доходы.
Компания планирует выпустить облигаций-флоатеров на 2 миллиарда рублей на 3 года, давая хорошую доходность — ключевая ставка не выше +375 б.п. В нынешних условиях я бы присмотрелся к этому выпуску сразу по нескольким причинам: интересный рынок, растущий эмитент, неплохой купон и жесткая ДКП, которая, судя по всему, с нами надолго. На мой взгляд, флоатеры сейчас – топ-1 инструмент для инвестиций по соотношению риск/доходность.
https://www.finam.ru/