Что случилось? После пятничного решения ЦБ поднять ключевую ставку с 18% до 19% стало известно об утверждении правительством планов индексации утилизационного сбора с 1 октября на 85% по большинству типов легковых автомобилей, на 20% ежегодно в 2025-26 и далее на 10% в год до 2030. Как эти изменения повлияют на цены авто и общую инфляцию до конца 2024 и в 2025?
Что такое утильсбор? Утильсбор взимается с юрлиц, импортирующих или производящих в РФ автомобили (и другую технику): импортеры уплачивают его в полном размере, а для производителей предусмотрена его компенсация в зависимости от уровня локализации техники. Размер утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки (20 тыс. руб.) и коэффициента, зависящего от параметром авто (возраст, объем двигателя). Для физлиц, ввозящих авто самостоятельно для личного пользования, утильсбор останется неизменным (3.4/5.2 тыс. руб. за авто младше/старше 3 лет).
Как менялись цены на автомобили?…
В потребительской корзине суммарный вес авто (4.56%) складывается из отечественного нового авто (1.27%), импортного нового (1.05%) или импортного подержанного авто (2.24%). Учитывая бум на авторынке, в 2025 веса могут быть выше, но пока ориентируемся на них.
Устойчивый рост цен на автомобили начался в пандемию с 2020, но с 2022 динамика дополнительно ускорилась (слайд 1). Несмотря на различия в уровне цен между разными типами авто, их динамика с конца 2019 почти не различается (+124-138%).
Отметим и довольно устойчивые соотношения цен до 2022 между новым отечественным авто и импортным подержанным (85-90%) и импортным новым авто (~55%), их заметное изменение в 2022-23 из-за санкционного шока и последующую частичную нормализацию в 2024.
Основной вывод: бремя утильсбора «де-юре» максимально для импортных и малолокализованных авто, но, «де-факто», цены на рынке растут одинаково по всем сегментам, включая отечественные автомобили меньше всего страдающие от утильсбора. Утильсбор – проинфляционный фактор для всего рынка.
…и как это может сказаться на инфляции?
Для точного ответа на этот вопрос нужно знать структуру импорта/производства авто по типам утильсбора (слайд 2), мы же грубо оценили её на основе данных продаж авто в 2023-24 и предположили, что основной объем приходится на авто с двигателем 1000-2000 куб. см. (70%), 2000-3000 куб. см. (20%) и 3000-3500 куб. см (10%). При такой структуре утильсбор вырастет на 405 тыс. руб. с 1 октября и еще на 176 тыс. руб. с 1 января 2025 после роста на 270 тыс. руб. с 1 августа 2023.
В августе 2023 наша оценка повышения утильсбора составляла 12% для новых и 34% для подержанных авто к ценам июля 2023. В течение следующих 12 мес. цены на соответствующие авто выросли на 8% и 23%, т.е. утильсбор (и другие факторы) был заложен в цены на 2/3 от величины изменения. Утильсбор на 2025 для новых/подержанных авто составляет 24%/64% от средней стоимости авто в корзине Росстата. В 2024-25 цены могут отреагировать иначе: по сообщениям СМИ, импортеры пытаются ввезти максимально-возможный объем авто по старому утильсбору, ставки по автокредитам продолжат расти, а спрос, вероятно падать, часть иностранных (китайских) производителей имеют запас по маржинальности, чтобы цены сильно не выросли.
Поэтому для наших оценок предположим, что в позитивном сценарии стабильного спроса цены в течение 12-мес. растут на 2/3 от увеличения утильсбора, а в негативном – только на половину от того, что было в 2023-24. В позитивном сценарии цены на новый отечественный и импортный подержанный авто к концу 2025 растут на 55-57%, а новый импортный – на 20-25%, в т.ч. из-за большей дороговизны, а добавка к инфляции составит ~0.5% до конца 2024 и ~1.4% в 2025. В негативном сценарии цены растут на 27-28% и 10% соответственно, а добавка к инфляции составит ~0.2-0.3% до конца 2024 и ~0.7-0.8% и в 2025.
Что это значит? С августа 2023 подорожание авто обеспечили ~0.5% из чуть более 9% инфляции. Итоговый вклад утильсбора в инфляцию до конца 2024-2025 будет зависеть от действий производителей/дилеров и чувствительности спроса к жесткой политике ЦБ/росту цен. Но даже половина от полученных нами оценок (0.5-1%) до конца 2025 значимо повысят шансы на превышение текущих прогнозов ЦБ по инфляции на 2024 (6.5-7%) и 2025 (4-4.5%). И это лишь один из проинфляционных факторов со стороны правительства (помимо тарифов ЖКХ, акцизов и др. сборов), на которые приходится реагировать регулятору. Как следствие, без возвращения инфляции на целевую траекторию уже в сентябре-октябре рост ставки ЦБ до 20% выглядит неизбежным. Авто же из-за планового роста утильсбора будут всё больше становиться «роскошью», а не «средством передвижения».
https://www.finam.ru/