Стоимость аренды грузовых вагонов различных типов с июля 2023 года выросла в среднем на 20%. Рассказываем, как изменилась конъюнктура на рынке за год и кто от этого может выиграть.
Рост стоимости аренды подвижного состава
Суточные ставки аренды полувагонов увеличились на 20–22%, до 2650–3080 рублей по типовым полувагонам, а ставки по инновационным полувагонам достигли 2800–3400 рублей.
Ставки на цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов выросли на 20%, до 2800–3950 рублей/сутки, на нефтебензиновые — на 40%, до 1600–3500 рублей/сутки.
Аренда фитинговых платформ стала дороже на 4–17% в зависимости от размерности, максимальная ставка составляет 2700 рублей/сутки.
Объем парка вагонов
Темпы роста парка вагонов в 12 раз опередили темпы роста грузовой работы на сети за последние шесть лет. Однако, несмотря на данный рост, временами наблюдается дефицит порожних вагонов в местах погрузки под согласованные РЖД заявки на перевозки. Объем парка грузовых вагонов за шесть лет вырос на 19%, до 215 тыс. штук, в то время как грузооборот увеличился на 1,5%.
Часть поставляемых вагонов идет на покрытие роста оборота и количества простоев уже эксплуатируемого подвижного состава на сети РЖД, что позволяет рассредоточить новые вагоны по железной дороге, не создавая избытка у грузоотправителей. В результате формируется ситуация, в которой отсутствуют предпосылки для снижения ставок аренды, а наличие постоянного роста цен на новые вагоны и стоимости привлечения финансовых ресурсов способствует росту расходов операторов на покупку новых вагонов, что способствует дополнительному росту ставок.
Наше мнение
Рост стоимости аренды грузового подвижного состава способствует росту доходов компаний в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Из публичных компаний, работающих на территории России, бенефициаром данного роста выступает Globaltrans, оперирующий одним из крупнейших вагонных парков в стране.
Компания показала сильные финансовые результаты по итогам 2023 года, увеличив показатели выручки и чистой прибыли, а также накопила большой объем чистой денежной позиции на конец прошлого года (27,4 млрд рублей).
Учитывая текущие котировки, расписки Globaltrans могут быть интересны долгосрочному инвестору, однако, несмотря на завершение процесса редомициляции в первом квартале 2024 года (компания перерегистрирована в особой экономической зоне Абу-Даби), выплата дивидендов пока что остается приостановленной.
https://www.finam.ru/