По нашему мнению, Банк России по итогам планового заседания, назначенного на 26.07.24 может повысить ключевую ставку на не менее чем на 200 б.п., то есть до уровня не ниже 18%.
На наш взгляд, повышение ключевой ставки уже назрело давно. В начале недели регулятор опубликовал расчет инфляции за июнь и, несмотря на ее снижение, текущая инфляция с поправкой на сезонность (Saar) составила внушительные 9,3% г/г (в мае 10,7% г/г), что существенно выше таргета в 4%. Как видно из статистики, в апреле-июне дезинфляционный тренд развернулся. В данной связи мы не удивимся, если по итогам заседания ставка будет повышена даже до 20%.
В разгоне инфляции следует винить высокий потребительский спрос, который продолжает расти темпами, превышающими текущие возможности экономики, при высокой экономической и кредитной активности.
Поговорим о некоторых из перечисленных выше факторах
1. Высокие темпы роста экономики, которые обусловлены положительным разрывом выпуска (в упрощенном понимании это разница между спросом и потенциалом производства товаров и услуг) и формируют устойчивое инфляционное давление, оно прекратится, когда предложение догонит сложившийся уровень спроса.
Так, согласно данным Росстата, по итогам 1кв24 динамика ВВП РФ составила 5,4% г/г против 4,9% г/г и 5,7% г/г в 4кв23-3кв23, что выше рыночных ожиданий, которые предполагали рост до 5,3% г/г. Среди причин такой динамики экономики – рост оптового товарооборота (+11,7% г/г), объема розничной торговли (+10,5%) и строительства (+3,5%).
Вышедшие данные совпали с апрельской оценкой динамики экономики от Минэкономразвития, тогда ведомство отмечало высокий прирост индекса промышленного производства в 1кв24 (+5,6% г/г, что сопоставимо с рекордными вторым и третьим кварталами 2023 г.) и сохраняющиеся высокие темпы роста потребительской активности.
Вчера Минэкономразвития заявило, что планирует в сентябре пересмотреть прогноз по динамике экономики РФ на текущий год в сторону повышения.
2. Повышение доходов населения, в свою очередь, спровоцировало ускорение потребительской активности(кредит населению вырос в мае до ₽36,1 трлн, что соответствует динамике 1,8% м/м против 1,6% и 1,7% в апреле-марте) и транслировалось в повышение инфляции.
3. Помимо ускорения расходной части, население неплохо сберегает: по итогам мая 2024 г. средства клиентов физлиц в российских банках выросли на 2,6% м/м против 2,1% и 1,9% м/м в апреле-марте.
Таким образом, чтобы охладить спрос, снизить высокие темпы роста экономики и ослабить инфляционное давление в экономике, необходимо существенно повысить ключевую ставку. Ее рост на 200-300 б.п на ближайшем заседании нам видится адекватным.
Повышение ставки до 18% может не приведет к заметному быстрому снижению инфляции, но точно начнет оказывать дезинфляционный эффект в экономике. На наш взгляд, при ставке в 18% по итогам сентября мы сможем увидеть инфляцию на уровне 9% г/г и ниже.
Рост КС до 18% не приведет к существенному росту волатильности на финансовых рынках. Доходности по коротким ОФЗ уже преодолели отметку в 17% и стремятся покорить новые уровни, 10-летние ОФЗ постепенно подходят к уровню в 16% годовых и в скором времени его протестируют. Текущие ценовые уровни во многих корпоративных выпусках с фиксированным купоном демонстрируют справедливое расширение спредов к ОФЗ и уже учитывают повышение до 18%.
Увеличение ставки до 19% может вызвать дополнительное снижение котировок как на долговом рынке, так и на рынке акций, но это снижение не будет драматичным.
Говоря о валютном рынке и его перспективах конца 3кв24, мы придерживаемся нашего актуального прогноза. Повышение КС до 18-19% существенного влияния на курс рубля по отношению к иностранным валютам не окажет. С учетом традиционного замедления деловой активности в июле-августе мы не ожидаем роста волатильности на валютном рынке РФ. Колебания курсов основных иностранных валют по отношению к рублю не превысят +/- 5% от текущих уровней.
https://www.finam.ru/