“Лукойл” и венгерская нефтегазовая MOL работают над юридическим решением проблемы с транзитом российской нефти в Венгрию через Украину, сообщил глава МИД Венгрии Петер Сийярто после встречи с российским визави на полях Совбеза ООН в Нью-Йорке. Ранее агентство Bloomberg сообщало, что поставки “Лукойла” в Венгрию прекратились по причине ужесточения санкционного давления на компанию со стороны украинских властей, запретивших транспортировку нефти российской компании по своей территории.
Позже о прекращении поставок Лукойла в Словакии сообщил оператор нефтетранспортной системы страны Transpetrol. В результате под угрозой оказалась реализация контрактных обязательств Лукойла, предполагающих поставки нефти в адрес венгерской MOL на венгерские и словацкие НПЗ в объёме порядка 4 млн тонн в год до 30 июня 2025 г. При этом в прошлом году только в Венгрию по южной ветке трубопровода «Дружба» было поставлено порядка 4,5 млн тонн нефти, а по итогам 5М24 – немногим менее 2 млн тонн.
Несмотря на то, что решение украинских властей лежит в политической плоскости и может быть сопряжено с последними действиями премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, призывающего ЕС отказаться от планов наращивания военной помощи Украине на саммите ЕПС, мы не ждём скорого разрешения проблемы российского транзита на фоне роста конфронтации между политическим истеблишментом двух стран. Так, поскольку поставки российской нефти по трубопроводам обеспечивают более 80% венгерского импорта и в конце мая правительство страны рассчитывало на продолжение поставок российской нефти после 2025 г., украинский транзит вполне может стать разменной монетой в геополитической борьбе. Отсюда мы делаем вывод, что подобные меры могут остаться в силе на неопределённый срок, а также быть распространены на все объёмы поставок нефти по южной ветке «Дружбы» в 2024-2025 гг.
При этом на отгрузки на данном направлении приходится порядка 11-13% всех экспортных поставок Лукойла (35,3 и 35,4 млн тонн в 2022-2023 гг.), что можно считать значительной долей экспорта группы. Тем не менее, мы считаем, что прекращение транзита нефти через Украину существенным образом не отразится на экспортном потенциала Лукойла, а эффект для финансовых показателей группы будет в значительной степени ограничен.
Так, мы отмечаем, что по данным Reuters компания существенно (с 580 тыс. тонн до 190 тыс. тонн) сократила запланированные на июль отгрузки нефти из Новороссийска по мере роста загрузки Нижегородского НПЗ, после ввода в эксплуатацию поврежденной установки первичной переработки (АВТ-6). Поскольку высвободившиеся мощности терминала можно грубо оценить в 90 тыс. баррелей в сутки, а средний объём экспорта Лукойла по южной ветке дружбы – в 80-85 тыс. баррелей в сутки, мы не видим значительных инфраструктурных ограничений в части перенаправления экспортных потоков. В условиях пересчёта отпускных цен и временного сокращения объёмов реализации нефти за рубежом в 3К24 по мере поиска новых рынков сбыта, реальный эффект для EBITDA группы может быть ограничен 1,6-2,5% по итогу 2024 г.
Учитывая приведенные аргументы, мы не считаем, что прекращение экспортных поставок Лукойла по южному коридору в адрес MOL приведёт к значительной переоценке акций компании, которые существенным образом не отреагировали на предшествовавшие официальным заявлениям сообщения в СМИ. При этом мы не исключаем, что сложившаяся ситуация продолжит развиваться в политическом русле, и это может привести как к разрешению конфликта и снятию ограничений, так и к полному ограничению транзита. На фоне обострения внешних рисков, мы считаем новость умеренно негативной для компании и сектора.
https://www.finam.ru/