Инфляция по итогам мая составила 8.3% г/г и 0.74 м/м (против 7.84 г/г и 0.5 м/м в апреле) и 10.6% с сезонной корректировкой в годовом выражении (с.к.г.), сообщается в публикации Банка России. Рост цен, по мнению ЦБ, связан с избыточным спросом.
Анализ: Аргументов в пользу резкого роста ставки пока мало. ЦБ с конца апреля проводит четкие вербальные интервенции, и текущий сигнал ничем фундаментально не отличается от предыдущих. Инфляционные риски высокие, и часть из них реализуется. Однако аргументов в пользу повышения ставки сейчас столько же, сколько и за то, чтобы максимально долго ее держать на текущем уровне. Незначительное повышение не помешает росту цен, но краткосрочно разгонит ожидания и динамику кредитования. Если и повышать ставку, то сильно и быстро, но для этого нужен серьезный перевес в аргументах, которого пока нет. Таким аргументом может стать ускорение номинального роста зарплат с усилением связки роста зарплат и цен. Пока мы видим, что динамика выдачи кредитов постепенно затухает (если судить по сезонно сглаженным темпам). Этот тренд ускорится, когда во втором полугодии закончится программа льготной ипотеки. Отмена ипотечных субсидий автоматически ужесточит ДКП. Вклады продолжают быстро расти.
Банку России есть смысл сохранять ставки и не раскачивать ожидания рынка. Пик инфляции этого года, как и ожидалось, проходит во 2К24. Из-за заморозков траектория складывается чуть выше, но это не носит системный характер. Цены на еду растут благодаря хорошему спросу и быстрому росту зарплат, а справиться с продовольственной инфляцией за счет с помощью повышения ставки непросто. Бюджет следующего года обещает быть куда менее проинфляционным, что также усилит действие ДКП в среднесрочной перспективе. А расходы бюджета во 2П24 будут ниже, чем в 1П24, как и в прошлом году.
Рост ставки нужен банкам, которые подняли ставки по вкладам, ожидая повышения до 18%. При этом до половины портфеля у таких банков привязано к ключевой ставке (например, кредиты корпоративному сектору). При росте стоимости пассивов доходы не увеличиваются, а маржинальность снижается. Банки ждут роста ключевой ставки, риторика ЦБ их ожидания подогревает. Желание банков выдавать высокорисковые (необеспеченные) кредиты постепенно будет снижаться.
https://www.finam.ru/