Site icon mt4-indicator.ru

Налоговая реформа может заставить ЦБ держать высокие ставки дольше

Минфин внёс в правительство поправки в Налоговый кодекс в рамках налоговой реформы с 2025, целью которой является привлечение дополнительных доходов для финансирования приоритетных расходов под девизом повышения «справедливости» действующей системы. Всего в  бюджетную систему власти планируют дополнительно собрать 2.6 трлн руб. налогов в 2025 и около ~17.7 трлн руб. в 2025-30.

Внесенные поправки идут вместо с изменениями в бюджет на 2024 и 2025-26 – точные параметры пока неизвестны, но в 2024 возможно небольшое повышение общего дефицита (план -1.6 трлн руб. или -0.9% ВВП) и неизменность структурного (первичного) дефицита (-0.9% ВВП).

Что мы думаем?

Шкала НДФЛ выглядит лучше, чем могла бы быть – налоговое бремя на физлиц вырастет не так сильно. Основной вклад в финансирование дополнительных расходов ложится на бизнес – из 17.7 трлн руб. дополнительных сборов в 2025-30 (сумма оценок Минфина) около двух-третей приходится на компании, если изменения по НДФЛ, УСН и имущественным налогам отнести к физлицам.

Ожидаемые доходы в 2.6 трлн. руб. в 2025 и ~3 трлн руб./год в 2026-30, на первый взгляд, полностью закрывают дополнительные расходы бюджета, которые в феврале (после послания президента) мы оценивали от 7.5 до 12 трлн руб. за шесть лет. Все налоги – несырьевые, поэтому будут направлены на расходы в рамках бюджетного правила (БП). Значимого влияния на объемы размещения ОФЗ быть не должно, если обещания Минфина не повышать структурный дефицит бюджета будут выполнены.

С точки зрения инфляции и ставок на макроуровне изменения не должны нести серьезных инфляционных рисков ввиду неизменности структурного дефицита. Но дезинфляционные эффекты от повышения НДФЛ/других налогов и проинфляционные эффекты увеличения госрасходов могут отличаться по своему масштабу для разных доходных групп. Рост налога на прибыть частного сектора при увеличении госинвестиций может снижать рост производительности из-за разной эффективности частных и госинвестиций и, в итоге, в условиях жесткого рынка труда быть проинфляционным. Поэтому нетто-эффекты налоговой реформы могут быть как нейтральными, так и умеренно-проинфляционными, заставляя ЦБ держать высокие ставки дольше. Поэтому для ОФЗ с фиксированным купоном условия не меняются – спешить с покупками не стоит до стабилизации ожиданий по ставке ЦБ.

Для рубля эффекты могут быть разнонаправленными, налоговые новации вряд ли достаточны для пересмотра прогнозов отсутствия рисков резкого ослабления курса в 2П24-2025 без внешних шоков (95-100/USD к концу 2024 и в 2025). Прогрессия НДФЛ перераспределяет доходы от состоятельных россиян (больше сберегают и меньше тратят, пусть и с большей долей импорта, а также выводят средства за рубеж, поддерживая отток капитала), к менее обеспеченным слоям (больше тратят, в т.ч. на импорт, но меньше отток капитала). Для бизнеса эффекты тоже оценить сложно – меньше прибыли после уплаты налогов снижают базу для инвестиций и дивидендов (импорт и отток капитала), но будут замещены госинвестициями (спрос на импорт и коррупционные эффекты).  

Для рынка акций рост налога на прибыль прямо снижает её величину на чуть более 6%, негативно влияя и на базу для выплаты дивидендов – основание дня снижение общей оценки на эту же величину. Ряд исследований по США явно показывает, что рост налога на прибыль негативен для рынка акций (при прочих равных условиях). Добровольный/вынужденный приток средств физлиц в российские акции эти негативные эффекты могут смягчить, особенно при более щадящем режиме налогообложения инвестиционных доходов. Основной эффект налогов рынок, видимо, ощутит в 2025-1П26 через снижение прогнозов прибылей и ожидаемых дивидендов с повышенных уровней прошлых лет. В среднем на горизонте 3-4 лет ждём от акций 13-18% годовых полной доходности, в 2025-26 цифры могут быть чуть ниже после ~25% в 2024 по индексу Мосбиржи.

https://www.finam.ru/

Exit mobile version