На парламентских слушаниях по налоговой реформе на прошлой неделе обсуждались общие принципы планируемых изменений. Один из них, по словам министра финансов А. Силуанова, состоял в том, что «подавляющего большинства граждан изменение налоговых ставок не должно коснуться». Новая шкала будет применяться с 2025 года.
Однако до сих пор ничего не говорилось о конкретных порогах и ставках новой шкалы НДФЛ. Лишь был намек на ее верхнюю границу – А. Силуанов отмечал, что прогрессия налогов должна быть «разумной» и конкурентоспособной по сравнению с ближайшими «странам-соседями», где верхняя ставка прогрессивной шкалы доходит до 25%. Напомним, с 2021 г в России действует двухступенчатая шкала НДФЛ – доходы ниже 5 млн руб в год облагаются по ставке 13%, а то, что выше – по ставке 15%.
В действительности, еще и сейчас многие существенные детали и рамки налоговой реформы остаются неизвестными. Однако постепенно появляются какие-то параметры, которые могут подтвердиться впоследствии или нет.
Так, в выходные, агентство РБК сообщило, что в расширенных рекомендациях по изменению налоговой системы, утвержденных профильным комитетом Госдумы по бюджету и налогам, рекомендуется «нижний порог шкалы НДФЛ установить исходя из дохода — не менее чем двукратный размер среднемесячной номинальной заработной платы по Российской Федерации». По-видимому, здесь сформулировано не вполне точно – не нижний порог шкалы НДФЛ, а нижний порог прогрессии шкалы НДФЛ, т.е. порога, начиная с которого применяется повышенная ставка (сейчас он составляет 5 млн руб в год). Исходя из данных за 2023 год, средняя номинальная зарплата в России составила 74 854 руб. в месяц, двукратный ее размер — 149 708 руб. Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, в 2024 году среднемесячная номинальная зарплата составит 83 698 руб., т.е. двукратный размер будет соответствовать сумме 167 396 руб. или примерно 2 млн руб в год.
Таким образом, нижняя граница порога прогрессии существенно (в 2,5 раза) снижается с текущих 5 млн руб. И даже если согласиться с выводом о том, что это не затронет «подавляющее большинство» граждан, то все-таки более высокие налоги придется платить значительно большей доле налогоплательщиков, чем сейчас. Особенно в таких более обеспеченных регионах, как Москва, где средняя зарплата в прошлом году составляла около 136 тыс руб.
Здесь важно отметить, что объектом налогообложения является общий доход налогоплательщика, а не его зарплата. Но данные Росстата дают больше информации о распределении зарплат. Последние данные об их распределении относятся к апрелю 2023 г., т.е. уже более года назад.
Тогда зарплаты свыше 200 тыс руб в мес по России в целом получали примерно 1,1 млн чел, или 3,9% работников. Кроме того, зарплаты от 100 до 200 тыс руб получали еще 3,8 млн чел – условно, считая, что они в этом диапазоне распределены равномерно (вероятно, некоторое завышение оценки, т.к. распределение больше смещено «вниз»), можно оценить численность работников с з/пл от 150 до 200 тыс на уровне 1,9 млн чел или еще 6,7% общей численности работников. Итого, грубая оценка тех, кто мог бы попасть под нижний порог прогрессии в 2023 г – 4,8 млн чел или 10,6% всех работников. Зарплату выше 3 млн руб (высшая группа, сопоставимая с текущим порогом 5 млн руб) получали 0,01% работников.
При этом в наиболее обеспеченных регионах, таких как Москва, доля тех, кто может попасть под новую повышенную ставку, должна быть существенно выше – исходя из тех же данных Росстата, в апреле прошлого года з/пл свыше 200 руб получали примерно 15% работников, а добавляя к этому половину от числа тех, кто получал от 100 до 200 тыс получаем около 30% (даже если считать, что в диапазон 150-200 тыс руб попадает меньше половины с зарплатой 100-200 тыс руб, то общая оценка по Москве может составлять 20-25%).
Таким образом, если это предложение будет принято, то прогрессивная ставка НДФЛ может затронуть значительную часть среднего класса. Впрочем, в СМИ несколько месяцев назад циркулировал еще более жесткий вариант — действующие 13% на доходы до 1 млн руб., 15% — свыше 1 млн руб., 20% — на доходы от 5 млн руб. в год. Эта информация была воспринята большинством экспертов негативно, поскольку уровень нижней границы повышенного НДФЛ в 1 млн руб в год близок к средней зарплате по стране.
Пока не видно отражения многочисленных призывов экспертов применять прогрессивное налогообложение к среднедушевым доходам домохозяйств, а не к доходам каждого из налогоплательщиков. Ведь доход в 150-200 тыс руб может распределяться на семью, с детьми, неработающими членами семьи, пенсионерами.
Информации о ставках и других порогах пока нет. Увеличение налоговой нагрузки обычно приводит к уменьшению располагаемых доходов налогоплательщиков, у которых она повышается, и к замедлению потребительской активности (хотя при дефицитном рынке труда сотрудники, приходя на новую работу, могут пытаться «выторговывать» у работодателя чистую зарплату с учетом новых налогов). Не исключен арбитраж налогового режима наемного работника с самозанятыми (однако он возможен лишь в пределах дохода в 200 тыс руб в месяц). Действующий порог для применения налога на профессиональный доход (налога на самозанятость) составляет 2,4 млн руб. в год, или 200 тыс. руб. в месяц. Доходы самозанятого до достижения этого лимита облагаются ставками в 4% (с доходов от физлиц) или 6% (с доходов от юрлиц и ИП). Этот спецрежим закреплен до конца 2028 года.
Одной из целей налоговой реформы является улучшение положения семей с детьми с невысоким уровнем доходов. В частности, президент РФ В. Путин поручил увеличить налоговые вычеты для семей с двумя и более детьми. Сейчас его размер на первого и второго ребенка – в зарплате работника от налога освобождается 1 400 руб. в месяц (НДФЛ по ставке 13% от этой суммы составляет 182 руб в месяц), на третьего и последующих – 3 000 рублей, до тех пор, пока выплаченная с начала года зарплата не превысит суммарно 350 тыс руб. Таким образом, сейчас семья с тремя детьми может таким образом снизить НДФЛ суммарно на 754 руб в месяц. Президент поручил увеличить сумму вычетов для родителей, воспитывающих двух и более детей. Так, вычет за второго ребенка составит 2 800 руб., за третьего и последующих – 6 000 руб, лимит годового дохода, на который распространяется вычет, также вырастет – с 350 тыс. рублей до 450 тыс. рублей. «В деньгах» для семьи с тремя детьми экономия, таким образом, увеличится с 754 руб в месяц до 1508 руб в месяц.
А. Силуанов сказал, что сохранится на прежнем уровне налогообложение доходов по депозитам. Это направлено на стимулирование сбережений, в т.ч. долгосрочных, которые государство рассматривает как источник «длинных инвестиционных ресурсов» для экономики. При этом бизнес (глава РСПП А. Шохина) предлагал также сохранить налогообложение для частных инвестиций (например, налог на дивиденды), чтобы не дестимулировать частного инвестора. Как сообщали СМИ, комментируя выступления участников слушаний, Силуанов отметил предложение не менять налоговую нагрузку при выплате дивидендов и назвал это «хорошей идеей».
Подводя итог, следует сказать, что все приведенные расчеты и оценки носят условный и рамочный характер, поскольку реальных данных о параметрах налоговой реформы пока практически нет.
https://www.finam.ru/