Риски для федерального бюджета сбалансированы

Банк России рассматривал повышение ставки на 100 бп на заседании 26 апреля…

  •  Несмотря на заявления Э.Набиуллиной о широком консенсусе за сохранение ставки неизменной, вариант повышения ключевой ставки до 17% (+100 бп) был одним из возможных.
  • На заседании в марте вариант повышения ставки не рассматривался. Высокая экономическая активность в 1кв’24 вызвала основную обеспокоенность регулятора.
  • В отличие от резюме мартовского заседания по ДКП, Банк России отметил, что ожидаемого замедления кредитования пока не происходит.

… однако прогноз регулятора не закладывает ни одного повышения ставки. 

  • Обновленный прогноз Банка России (средняя ключевая ставка 14.5-16% с 27 апреля до конца года) включает в себя сценарии снижения ключевой ставки до 11% и сохранения ставки неизменной (16%) до конца года. 

Для Банка России «важно не столько текущее решение по ключевой ставке, сколько ее дальнейшая траектория»

  • Регулятор отмечает, что «проинфляционные сюрпризы со стороны экономической активности требуют ужесточения денежно-кредитных» условий».
  • Однако участники обсуждения ожидают, что повышение прогноза по ключевой ставки скорректирует ожидания экономических агентов, что приведет к необходимому ужесточению.
  • Мы полагаем, это косвенно указывает на готовность регулятора скорее дольше держать ключевую ставку на повышенных уровнях, чем прибегать к повышению в случае сохранения баланса рисков.

По итогам публикации резюме мы видим высокую неопределенность в позиции регулятора. Хотя риторика и была ужесточена, по сравнению с мартовским документом, ключевая роль по-прежнему остаётся за оперативными индикаторами по экономической активности и инфляции. Если ситуация будет нормализоваться, возможности смягчить политику на горизонте 2п’24 сохраняются. 

Федеральный бюджет в апреле 2024 года

По предварительной оценке Минфина, дефицит бюджета в апреле расширился на 0.9 трлн руб. до 1.5 трлн руб. из-за опережающего роста расходов. При этом значение не превышает целевого показателя по году (1.6 трлн руб.).

Доходы бюджета в апреле составили 3.0 трлн руб. (+40.8% г/г): из них 1.2 трлн руб. (+89.9% г/г) нефтегазовые доходы на фоне высоких цен на нефть и поступлений НДД, 1.7 трлн руб. (+18.9% г/г) – ненефтегазовые доходы на фоне высокой экономической активности.

Доходы бюджета наполняются быстрее плана: в янв-апр’24 бюджет получил 33.3% доходов от годового плана против 26.7% в янв-апр’ 23 и 31.5% в среднем с 2011 по 2023 год.

Расходы бюджета в апреле составили 3.8 трлн руб. (+25.1% г/г) и остались на повышенном уровне. Минфин объясняет рост авансовым финансированием.

За первые 4 месяца было потрачено 35.9% от годового плана, что сопоставимо со значениями 2023 года (33.5%), но превышает средний показатель за 2011-2023 гг (31.1%).

Расходы отклонились вверх от сезонной модели, что, возможно, связано с изменением структуры экономики. По нашим расчетам, если бы расходы шли в соответствии с сезонностью 2023 года, их объем с начала года оказался бы на 900 млрд руб. меньше фактического, а если со средней сезонностью 2011-2023 гг – на 2 трлн руб. меньше.

На данный момент риски для федерального бюджета сбалансированы. Учитывая более оптимистичный прогноз МинЭка по росту экономики, по нашим оценкам, доходы бюджета в 2024 году могут оказаться как минимум на 1.1 трлн руб. выше плана, что создаёт определенный запас прочности для бюджета.

https://www.finam.ru/

Следующая записьЕще статьи

Добавить комментарий