Ходят слухи, что Налоговый Кодекс хотят изменить. Речь идет о том, чтобы:
— ввести дополнительные ставки (13%, по слухам, снижать не планируют);
— повысить налог на прибыль;
— расширить налоговые льготы для граждан и компаний.
Прогрессивная шкала способствует:
— справедливому распределению денег в экономике. Сейчас у половины населения доход меньше ₽40 тыс. Прогрессивная шкала должна помочь сгладить неравенство;
— росту налоговых поступлений в федеральный бюджет. А значит, на социалку будут выделять больше денег;
— увеличению потребления. При прогрессивной шкале сбережения у людей с низкими доходами растут. А они, в свою очередь, склонны больше тратить, нежели сберегать.
Позитивный опыт. У европейских стран с прогрессивной шкалой индекс Джини (показатель расслоения общества) низкий: у Норвегии – 27%, у Швеции – 25%, у Дании – 25%, где 0% – полное равенство, 100% — неравенство.
Недостатки. Вырастет нагрузка на зажиточный средний класс, который и так находится в зачаточном состоянии. Только 17% всех занятых получают зарплату от ₽100 тыс.
А вот богатые будут чаще уклоняться от налогов. По крайней мере, ресурсов у них на это больше. Капитал может начать утекать из страны, коррупция и криминал процветать, а зарплата в конвертах расти. Как итог — налоговых поступлений будет меньше.
Кроме того, прогрессивная шкала тормозит прямые инвестиции и развитие бизнеса.
Пример из истории России. С 1992 по 2001 года закон о налогах предусматривал 3 варианта ставок: от 12% до 30%. Но платить налоги стали больше только после отмены прогрессивной шкалы: поступления выросли на 0,8% ВВП.
Негативный опыт. Прогрессивный налог не помог повысить сборы и сгладить неравенство Албании, Турции, Молдове, Узбекистану, ЮАР. Где-то по причине высокой инфляции и безработицы, где-то из-за высокого уровня теневой экономики и недоверия к госорганам.
https://www.finam.ru/