Объемы ЖД погрузки в феврале 2024 г. снова снизились, на этот раз – на 1,4% г/г. С поправкой на календарный фактор (в феврале високосного года на один день больше) снижение было более резким – минус 4,7%, что сопоставимо с падением в январе (-4,4%). Вероятно, как и в январе, основным фактором снижения в феврале, стал низкий оборот вагона на сети (данные за февраль пока не вышли). С одной стороны, уменьшение объемов погрузки негативно влияет на операционные результаты Globaltrans. C другой стороны, низкая скорость движения по сети – признак повышенного спроса на вагоны, а это должно поддержать ставки аренды.
Объем ЖД погрузки. С учетом эффекта високосного года объемы погрузки в феврале 2024 г. упали на 4,7%, что сопоставимо с их динамикой в январе, когда они просели на 4,4%. Грузооборот упал на 8,7% (без календарной поправки – на 5,5%). Средняя дистанция грузовой отправки, по нашим расчетам, сократилась на 4% г/г, до 2 094км.
Структура объемов погрузки по типу грузов. Сильнее всего упала погрузка стройматериалов (-18,6% без поправки на високосный год). Седьмой месяц подряд по итогам месяца уменьшилась погрузка угля (-4,4%), который обеспечил 29% совокупного показателя. Погрузка железной руды сократилась на 3%. Позитивная динамика наблюдается в погрузке удобрений (+12,8%), зерна (+12%), лесных грузов (+2,5%) и цемента (+8,6%).
Оборот вагона. Данные по обороту вагона за февраль еще не опубликованы. В январе этот показатель побил антирекорд декабря, увеличившись на 7% м/м и на 19% г/г. По всей вероятности, в феврале оборот вагона был близок к январскому показателю, и это негативно повлияло на объемы и грузооборот. Этот фактор, вероятно, продолжит оказывать давление на операционные показатели сети в ближайшие месяцы.
Опубликованные данные можно трактовать как неоднозначные для Gloabaltrans. Низкая скорость движения вагонов по сети должна позитивно повлиять на ставки аренды. Однако компания, вероятно, столкнется со снижением объемов в первые месяцы 2024 г. На данном этапе мы не меняем наши прогнозы по финансовым показателям Globaltrans на 2024 г. и подтверждаем для этой компании рекомендацию ВЫШЕ РЫНКА.
Ставка аренды полувагона. По данным РЖД-Партнер, в январе суточная ставка аренды полувагона составила 2 800 руб. Анализ исторической динамики этого показателя затрудняется тем, что историческую статистику и текущие данные агрегировали разные провайдеры, однако можно констатировать, что ставка остается на высоком уровне, весьма комфортном для операторов подвижного состава. Для Globaltrans мы моделируем на 2024 год среднюю ставку аренды полувагонов в 2350 руб./сут, и ожидаем начала коррекции ставок не ранее 2П24.
https://www.finam.ru/