Помимо отчета Nvidia на минувшей неделе на мировых рынках произошло еще одно знаменательное событие: японский индекс Nikkei 225 обновил-таки максимум 1989 года.
Обвал рынка недвижимости и японских акций в начале 90-х — это классика схлопывающегося пузыря. Взлет в 3 раза за 4 года с последующим падением на 60% за 1,5 года. А через 20 лет этот уровень был на 80% ниже максимума.
Можно было бы просто констатировать, что индексы акций восстанавливаются всегда. Чаще быстро, но даже если ждать приходится почти 35 лет, то терпеливый все равно дождется. Тем не менее хочу отметить пару специфических японских нюансов.
Сначала о хорошем. В конце 80-х японские банки, накачанные переоцененными активами, были тяжеловесами индекса Nikkei и поэтому быстро потянули его на дно вслед за ценами на недвижимость.
Сейчас индекс лучше сбалансирован и диверсифицирован. Тон задают компании из разных секторов от Toyota и Sony до Fast Retailing (оператора сети магазинов одежды) и Tokyo Electron — крупного игрока в полупроводниковой отрасли.
Нынешний рост, вероятно, здоровее прежнего. Однако есть и пара ложек дегтя, которые в будущем могут сыграть злую шутку с инвесторами.
- Прежде всего, иена. С января 2023-го она упала против доллара на 17,7%. Для экспортоориентированной японской экономики это безусловный плюс. Однако для иностранного инвестора рост индекса в иенах при слабеющей японской валюте выглядит не так красиво, как для местного.
Конечно, за тот же период Nikkei вырос на 51,41%. Но все равно в долларах он ниже, чем в 1989-м. Все из-за курса, дающего «искусственную» прибавку.
- Слабость иены обеспечивает Банк Японии — последний из центробанков, который до сих пор держит ставку ниже нуля. Из ныне живущих мало кто помнит времена, когда Банк Японии не накачивал экономику иенами.
К тому же, монетарная политика в стране не единственный способ поддержки акций со стороны регулятора. В 2010-м Банк Японии стал покупать ETFы на японские акции, потеряв всякий стыд. Не начни он это делать, кто знает, где был бы сейчас Nikkei?
На данный момент портфель Банка Японии оценивается в 70 трлн иен ($466 млрд). Правда, почти половина — это прибыль, непосредственно «влито» в рынок было лишь 37,2 трлн иен. В этом году Банк Японии ETFы не покупал, но имеет лимит в 12 трлн иен на эти цели.
- Прямая поддержка акций печатным станком, безусловно, радует инвесторов. Но с ней есть проблемы.
Фактически Банку Японии уже принадлежит более 10% всех японских акций. А что, если со временем его доля вырастет до 100%? Это будет не рынок, а коммунизм.
Значит, когда-то надо продавать. Разговоры о дележе прибыли уже идут. Как-никак, она — достояние народа, а значит и желающих ее поделить немало. Но как продать такой объем, не обрушив рынок, где последние 14 лет все уверены, что Банк Японии поддерживает рынок снизу, а не давит на него сверху?
Полагаю, что на подготовку плана продаж может уйти не один год, слишком хорошо все устроились сейчас. Поэтому японские акции имеют все шансы обновить рекорд еще не один раз.
*Сообщение носит информационный характер, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией или предложением приобрести упомянутые ценные бумаги. Приобретение иностранных ценных бумаг связано с дополнительными рисками.
https://www.finam.ru/