Развязка истории с «Яндексом» все ближе

Несмотря на внушительные масштабы бизнеса и монопольное положение в поисковом сегменте и такси, Яндекс продолжает оставаться историей роста! По итогам 2023 года выручка группы выросла на 53% г/г и превысила 800 млрд рублей (к слову о масштабах).

Основа бизнеса — поисковый портал растет на 49% по выручке, сохраняя при этом высокую маржинальность по EBITDA (51,2%). Небольшое снижение показателя (с 53,3% годом ранее) не портит картины и объясняется ростом зарплат, а также инвестициями в новые продукты.

Сегмент такси, каршеринга и самокатов (райдтех) растет немного медленнее, на 36% г/г.

Главным же драйвером выручки остается электронная коммерция (+77% г/г), ядро которой — это «Яндекс Маркет».

Прочие направления также растут очень быстро: +93% г/г. Но об их операционной эффективности говорить не приходится. Пока все приносят убытки из-за существенных инвестиций в развитие.

К сожалению, компания не публикует разбивку по EBITDA отдельных сегментов и объединяет электронную коммерцию, райдтех и доставку в один пул. Поэтому ориентироваться мы можем только на общий показатель и пояснения к нему. Итак, если смотреть по итогу года, то убыток по EBITDA вырос на 20%, однако в 4 квартале сократился с 10,5 до 2,2 млрд рублей. Объясняется это ростом оборота в райдтехе (и, видимо, его прибыльности), а также повышением операционной эффективности электронной коммерции и доставки.

Судя по всему, эффект масштаба «Яндекс Маркета» делает свое дело. Чтобы понять как это работает, можно взглянуть на пример Озона, который постепенно выходит на траекторию операционной прибыльности. Если тренд продолжится, то «Яндекс Маркет» рано или поздно перестанет требовать денежных вливаний, что крайне положительно скажется на рентабельности и оценке всего холдинга.

Как видим, с финансовой и операционной точек зрения, в бизнесе Яндекса все прекрасно. И оценивается весь этот растущий комплект всего в 1,5 выручки (P/S).

В последнее время новостные ленты пестрят заголовками, связанными с Яндексом. Однако, дело далеко не только в отчете. Совсем скоро будет поставлена точка в вопросе разделения бизнеса и конвертации акций иностранной оболочки Yandex N.V. в бумаги российского МКАО «Яндекс». Что мы знаем об этом на данный момент?

В декабре прошлого года было зарегистрировано юрлицо — МКАО «Яндекс» на острове Октябрьский Калининградской области (туда в последнее время переезжают все эмитенты, проходящие процедуру редомициляции).

Нидерландский холдинг Yandex N.V. заключил сделку по продаже российской части бизнеса консорциуму инвесторов за 475 млрд рублей. В консорциум инвесторов войдет менеджмент Яндекса, структура Лукойла и еще несколько лиц. И, самое главное для нас — Яндекс останется публичной компанией с листингом на Московской бирже!

Сотрудникам Яндекса был обещан обмен бумаг Yandex N.V. на «МКАО» Яндекс в соотношении 1:1.

Последний пункт позволяет рассчитывать на аналогичное действие и по отношению к другим акционерам. С точки зрения здравого смысла, кидать миноритариев, предлагая им невыгодный коэффициент обмена или выкуп — неразумно. Слишком сильный репутационный урон это может нанести. Поэтому, остается надеяться на благоразумие нового руководства.

Так или иначе, многое должно проясниться после 7 марта, когда состоится собрание акционеров по одобрению реструктуризации.

Оценить реальный риск негативного исхода в данной ситуации очень сложно. Если реализуется позитивный сценарий, мы почти наверняка увидим продолжение роста котировок и их движение к более справедливым отметкам с точки зрения мультипликаторов.

Также не стоит забывать про риск навеса в акциях со стороны тех, кто успел их приобрести через зарубежных брокеров в Евроклире и будет продавать после редомициляции. Пока нет данных, будут ли конвертировать такие акции, но если будут, то в момент начала торгов на Мосбирже нужно морально готовиться к просадке.

Источник

https://www.finam.ru/

Следующая записьЕще статьи

Добавить комментарий