Российская экономика не спешит замедляться

Данные Росстата за ноябрь показали, что экономика не спешит замедляться. Потребление вновь вернулось к росту после охлаждения в октябре. Вероятно, это связано с опережающим спросом в ожидании переноса волатильности рубля в цены и гибкими сберегательными установками в условиях возросших доходов. Последний фактор будет весьма важен для потребительской модели в 2025 году в свете вероятного достижения КС своего пика.

Ослабление рубля в начале ноября могло придать новый импульс для потребителей покупать впрок в ожидании переноса курса в стоимость импортных товаров. Об этом говорит бодрый рост продаж непродовольственных товаров (+0.5% м/м сск*) после корректировки в октябре.

При этом спрос на услуги замедлился (+0.1% м/м сск*), намекая на растущую чувствительность к ценовой динамике на фоне замедления роста реальных заработных плат (0.05% м/м сск* в октябре).

На стороне производственной активности опережающую динамику показал грузооборот в преддверии повышения тарифов РЖД с 1 декабря и объем работ в секторе строительства. Промышленность сохранила поступательные темпы роста.

* сск = сезонно-скорректированные данные;
** Уровень безработицы в %
Источники: Росстат, расчеты Росбанка

В ретроспективе спрос силен по всем направлениям

Оценка ВВП по потреблению по итогам 3к’24, представленная Росстатом в конце прошлого года, подтвердила интенсивность спроса со стороны основных потребителей – домохозяйств и бизнеса.

Вклад потребления домохозяйств в итоговый квартальный прирост ВВП (3.1% г/г) оставался на уровне 1п’24 (3.3 пп), а инвестиционный спрос увеличил вес до 2.1 пп. Оба показателя также ускорили рост в годовом выражении (6.5% г/г против 6.1% г/г и 10.1% г/г против 7.2% г/г) относительно 2к’24.

Расходы госуправления (0.8 пп, 4.5% г/г) показали естественную реакцию на спорадически растущие запросы к бюджету.

Отрицательный вклад (-2.9 пп) чистого экспорта стал логичным отражением ситуации с устойчивым спросом, перегретым производством и истощением запасов, однако отсутствие деталей не позволяет конкретизировать вклад импортных поставок.

В свете текущей модели роста экономики в начале 2025 года фокус будет обращен на чувствительность спроса домохозяйств и бизнеса к жестким денежно-кредитным условиям. Признаки их «шокового» замедления могут внести коррективы в тактику Банка России.

Вклад компонент потребления (пп) в ВВП (% г/г)

* оценка аналитиков Росбанка

https://www.finam.ru/

Следующая записьЕще статьи

Добавить комментарий