НОВАТЭК — еще одна спорная акция, попавшая в наш активный портфель из стратегии на 2025 год. С вводом санкций против компании мы исключили ее из нашего выбора и были правы — акции НОВАТЭКа с тех пор просели сильнее рынка. Специфика деятельности этой вполне качественной компании (а именно ограниченные рынки сбыта и сложно решаемые сложности с логистикой) делает санкции против нее очень эффективными. Наш комментарий из стратегии помогает понять логику включения этих бумаг в портфель.
НОВАТЭК сейчас является проблемным активом, так называемым «падшим ангелом». На компанию и ее проекты сейчас наложены все мыслимые санкции, но запрета со стороны стран Европы на российский СПГ так и нет. Санкционное давление со стороны стран Запада привело к сложностям с газовозами и невозможностью начала работы первой линии Арктик СПГ-2. «Заморожены» шесть судов на верфях Южной Кореи.
Однако Южная Корея не может избавиться от танкеров-газовозов ледового класса, построенных специально для проекта «Арктик СПГ-2», так как суда подобного класса никому в мире больше не нужны. Так или иначе данные танкеры попадут в НОВАТЭК через третью сторону.
Кроме того, в начале 2025 года НОВАТЭК может получить по крайней мере два танкера Arc7, построенные на судоверфи «Звезда». Для ускорения их достройки НОВАТЭК направил на дальневосточную верфь до 500 своих инженеров и рабочих-монтажников. Поставка двух танкеров может позволить вывозить с проекта «Арктик СПГ-2» более 2 млн тонн СПГ в год, но сохраняется неопределенность со сроками достройки остальных 13 танкеров на «Звезде».
Проект «Арктик СПГ 2» предусматривал строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая на основаниях гравитационного типа, на которые устанавливаются СПГ-модули. Первая очередь уже запущена, но не может работать из-за отсутствия танкеров. Вторую линию планировалось запустить в 2024 году, но, как и по первой очереди вся проблема в танкерах. Третья линия скорее всего уже не будет построена.
Существует еще вариант для решения проблемы с танкерами: использование меньшего транспортного плеча ледовыми танкерами с перегрузкой в Мурманске на танкеры, не имеющие ледовый класс. Появилась информация о скупке таких танкеров и создания теневого флота, наподобие нефтяного теневого флота.
«Ямал СПГ» уже вернулся к практике рейдовой перевалки сжиженного природного газа в Мурманской области по схеме борт-в-борт с газовозов ледового класса на обычные танкеры. Использование такой схемы позволяет НОВАТЭКу увеличить оборачиваемость газовозов ледового класса в сезон ограничений передвижения судов.
Помимо «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК прорабатывает и другие варианты: новый проект «Мурманский СПГ» с двумя или тремя линиями по 6,8 млн т/г. В рамках этого проекта необходимо построить газопровод-отвод «Волхов — Мурманск – Белокаменка», его будет строить Газпром. Мурманский СПГ будет использовать электроэнергию с профицитной Кольской АЭС, а газ с завода может вывозиться танкерами без ледового класса.
Компания продолжает наращивать дивидендные выплаты. Ожидаемая дивидендная доходность 12 мес. составляет 13-15%. Увеличение доли высокомаржинальных продаж СПГ в общей структуре выручке кардинально меняет финансовые показатели компании, однако, в текущие низкие цены на акции уже заложены почти все риски неудачи с запуском новых проектов СПГ. По сути, существующая оценка компании уже не включает перспективы запуска Арктик СПГ-2.
Спустя два цикла мы снова включаем акции НОВАТЭКа в портфель, благодаря справедливой оценке, качественной бизнес модели и перспективам смягчения санкций в позитивном сценарии. Учитывая риски, вес этой бумаги в активном портфеле будет ниже равновзвешенного, но все еще выше чем в индексе МосБиржи.
https://www.finam.ru/