Вчера, наконец, закончил чтение очень содержательного и сложного документа с названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (ОНДКП) и сравнение его параметров с данными расчетов Минэкономразвития и Минфина, прилагаемыми в обоснование проекта федерального бюджета на предстоящие три года. Не считаю себя крупным специалистом в сферах ДКП и бюджетной политики, поэтому мое мнение, вероятно, покажется несколько упрощенным и наивным. Но полезным…, потому что вряд ли даже среди моих коллег по экономике найдется много тех, кто внимательно прочитал все эти документы.
Общее впечатление такое: Банк России будет вынужден существенно уточнять содержание (ОНДКП), потому что проект нового бюджета существенно меняет вводные для расчета базового сценария банка. Банк России рассчитывал на существенное снижение спроса, а бюджет ориентирован на его рост. Это хорошо видно на примере таких компонентов спроса как расходы на конечное потребление и инвестиции. В расчете базового сценария Банка России ежегодный прирост потребления должен был замедлится с 3,0-4,0% в 2024 г. до 0,0-1,0% в 2025 г., 1,0-2,0% в 2026 г. и 1,5-2,5% в 2027 г., а в новых расчетах МЭР эти же цифры выглядят так: 4,0% в 2024 г., 4,2% в 2025 г., 3,4% в 2026 г. и 3,0% в 2027-м. Рост инвестиций как элемента спроса в прогнозе МЭР также заметно выше предположений Банка России. По сравнению с проектом бюджета, по данным которого составлялся базовый сценарий Банка России, новый бюджет предусматривает суммарный рост расходов в 2025-2027 гг. на 24,5 трлн руб., или на 23,0%. Это серьезный акселератор спроса.
Как минимум, Банку России придется в проекте ОНДКП существенно пересчитывать все сценарии. Вероятно, от этого траектория ключевой ставки на 2025-2027 гг. будет существенно повышена. На мой взгляд, вполне вероятно, что сдвинутся и сроки достижения целевого уровня инфляции в размере 4,0%. Несогласованность действий Минфина и Банка России несколько огорчает, это может не пойти на пользу доверию к ДКП и иным экономическим политикам. Но, может быть, опыт экспертов Банка России сможет решить и эту проблему.
На мой взгляд, серьезным риском ДКП в новых условиях может стать формирование разных условий деятельности гражданского (рыночного) сектора экономики и поддерживаемых государством отраслей. Для одних ключевая ставка может стать непреодолимым барьером поддержания бизнеса, для других – ее влияние не будет значимым.
Для финансового рынка все более призрачная цель ценовой стабильности в результате уникально жесткой для последних 20 лет ДКП может стать не столь значимой, по сравнению с последствиями роста ставок заимствований и замедления гражданской экономики. Что бы ни писал Банк России в другом документе – Основных направлениях развития финансового рынка на 2025-2027 г. о невозможности использования ДКП для поддержки финансового рынка, в Китае мы видим, что государство только что было вынуждено направить на поддержку финансового рынка более 100 млрд долл. Мне кажется, что ближайшие несколько месяцев будут подталкивать регуляторов с разработке аналогичных программ.
https://www.finam.ru/