Операционные результаты Группы Самолет (SMLT) за 6m2024 можно охарактеризовать как впечатляющие, но, к сожалению, это уже история. Очевидно, что отмена льготных программ ипотеки и высокая ставка вряд ли позволят повторить подобные результаты во втором полугодии, а инвестор всегда смотрит в будущее.
Скорее всего, до конца года мы увидим снижение объёмов продаж, и лишь за счёт роста средней цены за м² мы не ожидаем совсем уж фатальных результатов.
При этом фин. результаты, несмотря на рекордную выручку по итогам 6m2024 (+68,5% г/г до 171 млрд руб.) и убедительные темпы роста скорр. показателя EBITDA (+61,7% г/г до 53,5 млрд руб), уже сейчас косвенно демонстрируют влияние высокой ключевой ставки. В частности, обращает на себя внимание оглушительное падение чистой прибыли сразу на -48,9% (г/г) до 4,7 млрд руб., при рентабельности на скромном уровне в 2,8% (по сравнению с 9,1% годом ранее).
Дьявол кроется в фин. расходах компании, которые по сравнению с 6m2023 выросли в полтора раза, составив 39,4 млрд руб., и буквально съели чистую прибыль — это безусловный негатив, который обусловлен в первую очередь высокими ставками по займам. Причём эта «болячка» теперь будет касаться всех наших девелоперов, и в отчётностях мы это тоже наверняка увидим.
Долговая нагрузка Самолета по соотношению NetDebt/EBITDA (с учётом проектного финансирования за вычетом остатков на эскроу) составила 2,2х. Это, конечно, достаточно много, но модель бизнеса позволяет работать с таким уровнем долга.
Что нравится в этом кейсе:
— Самолет — это по-прежнему растущая компания: в планах продаж на 2024 год значится 2000 тыс. кв.м, на 2025 год — 3000 тыс. кв.м, и пока от этих прогнозов компания не отказывается.
— Самолет ставит своей целью повышение эффективности и попадание в ТОП-10 российских компаний по капитализации. Менеджмент за всё время публичной истории чётко держит своё слово, причин сомневаться у нас пока нет.
— Компания прекрасно понимает, что необходимо снизить долговую нагрузку, и в планах снижение её до уровня 2x.
— Самолет уже наметил план работы в условиях жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ.
— На таком сложном и «тонком» рынке есть все основания полагать, что Самолет будет постепенно отбирать/выкупать доли у мелких застройщиков, которым станет совсем туго в текущие времена.
Что не нравится в этом кейсе:
— Про дивиденды говорить не приходится: Самолет активно инвестирует и планирует дальнейшую региональную экспансию.
— Поговаривают, что Самолет слил в рынок часть акций, купленных ранее в рамках байбека. Это как-то не укладывается в желании компании попасть в ТОП-10 российских компаний по капитализации, но быть может в этом решении есть какой-то сакральный смысл?
Цикл снижения ключевой ставки, который рано или поздно наступит, неминуемо приведёт к перетоку финансов на другие рынки, и один из тех, кто сможет предложить достаточную ёмкость рынка, кроме долгового — это рынок недвижимости. Поэтому с горизонтом 2-3 года вполне можно попытаться сделать ставку на Самолет (SMLT) и Etalon (ETLN) — успешных игроков на девелоперском рынке.
Также, из-за ухудшения условий ипотечного кредитования на вторичном рынке и ужесточения программы льготной ипотеки на новостройки, интересными выглядят бумаги ЦИАН (CIAN), т.к. потенциальные покупатели жилья теперь вновь возвращают фокус внимания на рынок аренды жилой недвижимости. Фактор редомициляции окажет дополнительную поддержку этому кейсу.
А вот акции ЛСР (LSRG), с её непредсказуемой див. политикой, и уж тем более ПИК (PIKK), которая по-прежнему остаётся крайне закрытой компанией, мне нравятся куда меньше с точки зрения разумных инвестиций.
Единственно, чего хочется пожелать — это чтобы на предстоящем заседании ЦБ в пятницу ключевая ставка не выросла выше текущих 18%. В нынешних реалиях даже это станет позитивом для рынка акций в целом, и для котировок акций девелоперов в частности.
https://www.finam.ru/