ЦБ опубликовал свои оценки и комментарий по инфляции за июль, во вводном параграфе заявив: «Для того, чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий (ДКУ)».
Оценки инфляции, заставившие ЦБ это сделать, были следующими:
· Сез.-скорр. инфляция за месяц выросла с 0.64% до 1.14% м/м с.к., что соответствует росту годового показателя с 9.3% до 16.1% с.к.г. Это почти соответствует нашей оценке в 1.2%, напрямую «собранной» из цифр по продам (~1% м/м vs 1.14% у ЦБ), непродам (0.58% vs 0.66% у ЦБ) и услугам («чуть более 2%» vs 2.11% у ЦБ).
· Основной причиной такого роста инфляции стали тарифы ЖКХ, где ЦБ дал оценку в 4.67% с.к. или 73% с.к.г., назвав сезонно-скорректированным ростом всё превышение сверх 4%. Это абсолютно логично при 4% цели (индексация тарифов почти на 10% к 4% цели имеет очень далёкое отношение), хотя его же собственная методика требовала иного подхода. Без тарифов ЖКХ ЦБ оценил рост цен в 0.96% с.к. против 0.77% в июне.
· ЦБ отметил возросшую роль волатильных факторов инфляции (плодоовощей и нефтепродуктов), устойчивые показатели инфляции оценив вблизи июньских уровней. Базовая инфляция замедлилась до минимума с июня 2023 (с 6.9% до 6% м/м с.к.г.), снизились показатели продовольствия без плодоовощей (с 7.8% до 7%) и услуг без ЖКХ (с 12.5% до 9.8%), медиана (по укрупненным позициям) снизилась с 6.2% до 6%, базовая инфляция без туризма не изменилась (5.8%). Ускорение до 5.9% ЦБ заметил в ИПЦ без плодоовощей, топлива, ЖКУ, туризма и транспорта, а также до 6.5% в услугах без ЖКУ, туризма и транспорта. Мы специально указали эти индикаторы устойчивой динамики из отчёта ЦБ после июльской критики зампреда ЦБ Алексея Заботкина об избирательном подходе аналитиков к оценке устойчивой инфляции (выкидываете всё плохое и получаете хорошее).
Что мы думаем?
Первое – меры устойчивой инфляции показывают замедление после роста в апреле-мае, хотя здесь можно выбрать меру на свой вкус, чтобы показать улучшение или ухудшение. Второе – они остаются на повышенном уровне, соответствующем годовым 6-7%. Третье — ЦБ объясняет это превышением спроса над предложением, хотя явно отмечает растущую роль волатильных плодоовощей и бензина при небольшом улучшении в туризме.
Тарифы ЖКХ, плодоовощи и бензин – это главные драйверы инфляционных ожиданий (ИО), а они крайне важны для трактовки главного тезиса о необходимости ужесточения ДКУ. Жесткость ДКУ – это разность % ставки и мер инфляции/ИО, если последние растут при неизменной ставке, то ДКУ смягчаются и наоборот. Поэтому вероятность дальнейшего повышения ставки до конца года будет зависеть от изменения инфляции/ИО в ближайшие месяцы – ровно то, о чём говорил г-н Заботкин в своей недавней статье. В этом смысле ЦБ сохраняет последовательность своей коммуникации, хотя кто-то сегодняшний тезис ЦБ в отчёте может воспринимать как ужесточение риторики.
В любом случае, для рынка ОФЗ – это лишний повод оценить обоснованность снижения доходностей последних недель, нам оно кажется неоправданным и преждевременным.
Для рынка акций – это повод не забывать о риске рецессии или стагфляции, размышляя о перспективах 2025-26, поэтому возобновления устойчивого роста в акциях пока не ждём. Лишь для рубля это позитив – высокая ставка российской валюте в это непростое время помогает.
https://www.finam.ru/