Почему банки предлагают продукт себе в убыток

Банки повышают ставки по вкладам сильно выше «ключа», до 19-20%, не дожидаясь решения ЦБ в эту пятницу. При этом они рискуют промахнуться с прогнозами, ведь разброс мнений по ключевой ставке небывало широкий: от сохранения 16% до 20-22% (есть и такие).

Например, ЦБ вдруг возьмёт и решит оставить 16%, ужесточив риторику. Тогда банк с депозитами под 20% проиграет из-за высокой стоимости привлечения средств. Да и решение ЦБ поднять до 18% не оставляет пространства заработать. Это потеря процентной маржи, а в первом полугодии прибыль половины банков и без того сократилась, в июне -12% в целом по сектору.

Банки могли бы занять гораздо дешевле, например, на кредитных аукционах ЦБ или на межбанковском рынке. Зачем они идут на явные издержки, предлагая нам такие доходности?

Ответ кроется в понятии “Экосистема”. На потребительском рынке выиграет тот, кто переманит к себе больше клиентов. Не случайно 90% выгодных предложений — для “новых” денег. Сам по себе вклад или накопительный счет с высокой ставкой, как и смартфон за полцены в МТС, — маркетинговый инструмент.

Ценность клиента в современном мире — в возможности сделать вас объектом кросс-продаж и источником дополнительных доходов: траты по картам, переводы, зарплатный проект, ипотека, брокерские услуги, e-commerce, доставка, развлечения, путешествия, и даже микрозаймы — все это вы получаете в одном месте.

Показателен пример Сбера. Вы наверняка заметили, что его отчеты и презентации начинаются с раздела об опережающем росте всевозможных диджитал-сервисов, которые продаются клиентам с использованием ИИ и социальной инженерии. В них — точки роста, там есть потенциал вырасти в разы и завоевать лидерство. И только потом идет основной бизнес, который не может расти такими темпами. Зато может стагнировать и расти отрицательно.

Если банки, телекомы и маркетплейсы делают ставку на развитие экосистем, должен ли инвестор следовать тренду? Мой ответ — скорее да. Только как и все новое, это направление несет в себе риск, что эмитент не выиграет жестокую конкурентную гонку.

Типичный случай — Оzon, который может завоевать доминирующее положение и забирать с рынка львиную долю прибыли. Но всегда стоит держать в уме и угасшие звёзды прошлого типа Nokia. Поэтому смотрим в будущее, но не делаем на него агрессивных ставок!

Источник

https://www.finam.ru/

Следующая записьЕще статьи

Добавить комментарий