Российский фондовый рынок в июне продолжил наметившееся в мае снижение, а по итогам месяца теряет около 4,6% и 3,8% по индексам Мосбиржи и РТС. Индикаторы обновили минимумы с декабря 2023 года и февраля текущего года соответственно после того, как США и Великобритания ввели санкции против Мосбиржи, НКЦ и НРД, ключевым следствием которых стало прекращение биржевых торгов долларом и евро.
Теперь ЦБ РФ определяет курс «токсичных» валют на основе данных внебиржевых сделок, а основным ориентиром на бирже для инвесторов стал юань. Санкции в итоге привели к укреплению рубля из-за желания участников сократить валютные риски. Курс юаня на Мосбирже после введения ограничений опускался до 10,84 руб – минимума с мая 2023 года – и завершает месяц у отметки 11,55 руб. Минфин РФ попытался сдержать резкий рост рубля и снизил порог обязательной продажи валютной выручки экспортерами до 60% с 80%, что в моменте, впрочем, не оказало значимого негативного влияния на российскую валюту.
Акции самой МосБиржи умеренно негативно отреагировали на санкции и ощутили давление в том числе из-за закрытия реестра по дивидендам за 2023 год. Паники на рынке в целом не произошло как благодаря готовности финансовых кругов к подобного рода ограничениям, так и в связи с концентрацией МосБиржи (в отличие от СПБ Биржи) на работе с российскими компаниями. Наиболее уверенную динамику в составе индекса МосБиржи в июне показали акции Аэрофлота, которые подскочили на 14% без конкретных фундаментальных причин. Повышение примерно на 8% наблюдалось по бумагам банка «Санкт-Петербург», в которые участники, очевидно, уже закладывают дивидендные ожидания за 1-е полугодие 2024 года. Акции Сбербанка в конце месяца достигли новых пиков с 2021 года, получив поддержку как от ожиданий выплаты итоговых дивидендов за 2023 год, так и улучшения финансовых результатов в текущем году на фоне роста процентных ставок в стране, который позитивно сказывается на российском банковском секторе в целом. В «отстающих» по итогам июня оказались в том числе закрывшие дивидендные реестры Северсталь (-19,5%) и НЛМК (-18,4%). Одним из пострадавших от 14-го пакета антироссийских санкций ЕС стал Совкомфлот.
Цены на нефть Brent начали июнь обновлением минимума с февраля текущего года (76,79 долл), после чего приступили к восстановлению утерянных позиций и по итогам месяца прибавляют около 1%, вернувшись к максимуму с апреля на фоне сезона автомобильных поездок в США, а также сохранения геополитической напряженности как на Ближнем Востоке, так и в Европе. Страны ОПЕК+ при этом продлили действие текущих ограничений по нефтедобыче до конца 2025 года, но с октября текущего года намерены начать постепенную отмену добровольных снижений производства. Цены на золото в июне потеряли около 1,5%, продолжая торговлю в боковом диапазоне в условиях сохранения жесткого тона ФРС.
Биржи Европы в июне пребывали под нисходящим давлением после того, как выборы в Европарламент неожиданно привели к победе евроскептиков в двух крупнейших экономиках еврозоны – Германии и Франции, поставив под вопрос политическую стабильность региона. По итогам месяца индекс Euro Stoxx 50 теряет чуть более 2%, хотя ЕЦБ ожидаемо снизил процентную ставку на 25 базисных пунктов, в то же время повысив прогноз по инфляции в регионе в текущем году до 2,5%.
Американский рынок, несмотря на сохранение жесткого тона ФРС по итогам очередного заседания, чувствовал себя более уверенно и прибавляет порядка 3,2% и 4,6% по индикаторам S&P 500 и Nasdaq, которые продолжили обновление исторических пиков во многом благодаря оптимизму в IT-секторе и дальнейшему ралли акций Nvidia.
В азиатском регионе японский Nikkei повысился на 1,1%, а биржи Китая и Гонконга находились под давлением из-за усиления торгового противостояния с ЕС и США. Власти КНР пытаются избежать разгара конфликта и ввода европейских пошлин на китайские автомобили, но окончательного решения по данному вопросу в конце июня принято не было. В итоге гонконгский Hang Seng по итогам месяца опустился почти на 6%, не удержав психологически важный уровень 18 000 пунктов.
https://www.finam.ru/