Заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Заботкин на днях отметил, что “Банк России будет предметно рассматривать опцию повышения ставки на своем июньском заседании”: Как заявил заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Заботкин, Банк России будет рассматривать опцию повышения ставки на заседании 7 июня. Этот комментарий вышел на фоне продолжающегося роста доходностей ОФЗ: если в конце апреля Минфин размещал свои 10летние бумаги под 13,8%, то первый аукцион после майских праздников отменили из-за низкого спроса, а 22 мая Минфин разместил 12-летние ОФЗ по ставке 14,3%.
Инфляция составила 0,38% с начала месяца по состоянию на 20 мая, приблизившись к 8,0% г/г: Жесткий комментарий Алексей Заботкина стал ответом на негативные новости по инфляции. Во-первых, недавно опубликованная статистика за апрель показала ускорение инфляции до 7,8% г/г; продовольственная инфляция сохранялась на уровне 8,1% г/г в 1К24, но в апреле она ускорилась до 8,3% г/г. Во-вторых, на 20 мая инфляция составила 0,38% с начала месяца, что указывает на то, что к концу этого месяца годовая инфляция может достичь 8,0% г/г. Относительно быстрый рост цен наблюдается по некоторым важным продуктам питания. Наконец, недавно появился новый инфляционный риск – холодная погода в начале мая создала угрозу урожаю 2024 г. и, судя по всему, может ухудшить прогнозы инфляции на конец 2024 г. и 1П25.
Инфляционные ожидания населения подскочили до 11,7% в мае: Ухудшение инфляционного фона уже отражается на опросах домохозяйств. Инфляционные ожидания домохозяйств выросли с 11,0% в апреле до 11,7% в мае, что стало первым увеличением с декабря 2023 года. Этот уровень соответствует сентябрю 2023 г., когда ЦБ РФ только начинал цикл повышения ставки. Растущие инфляционные ожидания также отражаются на поведении домохозяйств. Рост неипотечного кредитного портфеля опережает ожидания, ускорившись с 16% г/г в декабре 2023 до 18% г/г в марте 2024. Российские домохозяйства по-прежнему сохраняют высокую склонность к сбережениям, однако нельзя не обратить внимание на две тенденции, указывающие на то, что модель сберегательного поведения ослабевает. Во-первых, россияне недавно прекратили переводить сбережения с текущих счетов на срочные депозиты; после снижения с 41% всех розничных вкладов летом 2023 до 36% в декабре 2023, доля текущих счетов сейчас стабилизировалась на уровне 35%. Во-вторых, после устойчивого снижения розничных валютных вкладов с $91 млрд в январе 2022 г. до $41 млрд в декабре 2023 г., в 1К24 их объем оставался на уровне $44-45 млрд. Таким образом, риск связан с тем, что рост инфляционных ожиданий может стимулировать потребление в ближайшие месяцы, что приведет к увеличению инфляционного давления.
Импорт снизился на 7% г/г в апреле, негативно с точки зрения инфляционных перспектив: Еще одним тревожным инфляционным сигналом является динамика российского импорта. В 1К24 импорт сократился на 11% г/г на фоне растущих проблем с платежами после объявления вторичных санкций. Недавняя статистика за апрель показала, что импорт в минусе на 7% г/г. Этот фактор имеет двойственный эффект – с одной стороны, он способствует сильному торговому профициту при прочих равных, однако он также может вызвать дефицит промежуточных компонент для внутреннего производства, стимулируя рост цен. Мы считаем, что второй эффект будет играть более важную роль: курс рубля показал весьма умеренную зависимость от динамики импорта в последние месяцы. В целом слабую динамику импорта следует рассматривать как дополнительный инфляционный риск.
Рынок ждет деталей налоговых предложений правительства: Важным фактором, который повлияет на монетарную политику на горизонте 2025 г., является налоговая реформа, проект которой Минфин должен представить до конца мая. Тогда как первоначальные ожидания были сосредоточены на возможности существенного повышения налоговой нагрузки для относительно широких групп населения – в российских СМИ речь шла о возможности повышения налогов для налогоплательщиков с доходами свыше 1 млн руб. в год, и в этом случае эта мера могла бы затронуть 7% населения России – теперь появляется больше информации, что правительство предложит повысить налоговое бремя только для состоятельных граждан. На данный момент физлица, доходы которых подлежат ставке НДФЛ в 15%, платят в консолидированный бюджет 1,2 трлн руб. в год в виде подоходного налога, а значит повышение ставки налога для этих налогоплательщиков до 20% может принести в бюджет порядка 0,5 трлн руб. в 2025 году; однако, такая конфигурация налоговых изменений даст слабый эффект на конечное потребление по сравнению с первоначальными ожиданиями. Если этот проект налоговой реформы будет представлен в ближайшем будущем, ряд домохозяйств могут нарастить потребление, которое они сдерживали до этого в ожидании роста налоговой нагрузки.
Нельзя исключать повышения ставки до 17% на заседании 7 июня: Недавний комментарий зампреда ЦБ РФ Заботкина указывает на то, что повышение ставки до 17% на заседании 7 июня – это вполне реалистичный сценарий. Мы также считаем, что с учетом роста инфляционных рисков, вероятность снижения ставки ниже 16% в этом году теперь выглядит незначительной. Мы ждем выхода дополнительных данных по банковскому сектору и по динамике инфляции, чтобы сформировать более детальное видение по поводу траектории динамики ставки на этот год.
https://www.finam.ru/