Три аукциона подряд Минфин размещает ОФЗ не «по плану», то есть только сроком до 10 лет. Популярная на размещении ОФЗ 26244 погашается уже раньше — в марте 2034. План на II кв. 2024 был разместить ОФЗ на 1 трлн руб., из которых 70% в ОФЗ с погашением от 10 лет и 30% в ОФЗ с погашением до 10 лет.
На последнем аукционе опять новый максимум доходности 13,8% годовых в ОФЗ 26244. Но рынок ждал размещения более длинной ОФЗ 26243 (2038) и уронил её почти до 14% годовых на вторичных торгах. Смена тактики Минфина смешала карты банкам. Они привыкли продавливать цены на вторичном рынке и покупать в разы больше на первичном.
Как итог, в ОФЗ случилось мини-ралли с отскоком доходности от 14% ниже 13,5% почти по всей кривой. Ралли может продолжиться, если Минфин перестанет размещать то, что рынок не готов покупать.
А теперь предыстория…
В далеком 2015 писал Письмо министру финансов, предлагал решения по дефициту бюджета и способам его финансирования, в том числе по выпуску коротких ОФЗ или флоатеров. Со мной тогда многие спорили, поддерживая консерватизм Минфина. Отдельно надо будет подвести итог и написать новое письмо. Потому что вопросы остались те же…
Тогда в Минфине модно было показывать на Бразилию, как там все плохо, и пугать дефицитом бюджета даже в 3% ВВП.
Удивительно, что сейчас Бразилия показывает нам пример, как надо бороться с инфляцией, имея огромный госдолг (для развивающихся стран с открытым счетом капитала) 75% ВВП и дефицит бюджета 9% ВВП. Правда, почти весь дефицит сформирован процентными расходами по госдолгу.
Посмотрите, как подробно Бразилия рассказывает кому, на какой срок и сколько размещает госдолг (презентация 2023, план на 2024, отчет за февраль):
● Фиксы имеют средний срок 2 года, их меньше всего в структуре внутреннего долга 26% и они популярны у нерезидентов.
● Флоатеров больше всего 40% — их любят банки. Линкеров к инфляции тоже много 30%, они самые длинные и интересны пенсионным фондам.
● Средний срок до погашения госдолга 4 года, в год спокойно рефинансируется 20% всего долга. Если применить к России, то будет ~25 трлн руб. К 2035 планируется увеличить средний срок до 5 лет, но для фиксов и флоатеров срок останется низким 3-3,5 года.
● Прямо заявляются цели обеспечения наименьшей стоимости долга в долгосрочном периоде, yield curve development, увеличения ликвидности вторичного рынка и расширения базы инвесторов.
У РФ стратегии нет. Из 20 трлн всех ОФЗ — 57% фиксы, 6% линкеры и 37% флоатеры. У всех средний срок ~7 лет, а в год нужно рефинансировать лишь ~10% долга.
Антон Германович, не хотите ли взять опыт Бразилии хотя бы с точки зрения стратегии размещения госдолга и информационной открытости?
Ещё несколько параллелей с Бразилией:
● ВВП Бразилии растет уверенно по 3% в год в 2021-23гг. (как и РФ сейчас)
● Инфляция достигала тоже максимума на уровне 12% в 2022, за последний год снизилась до цели 1,5-4,5% в год.
● Доходности 10-летних фиксов достигали максимума 13.8% (привет от ОФЗ 26244), а сейчас уже ближе к 11%.
● Центробанк поднял ставку (https://ru.tradingeconomics.com/brazil/interest-rate) до максимума 13,75% в августе 2022, продержал ровно год и с августа 2023 снизил уже 6 раз до 10,75%.
Здесь Банку России хочется пожелать тоже мудрости. Вопрос не в размере ставки, а в том, какие инфляционные последствия создает сначала быстрое поднятие (когда все побежали за кредитами по льготным или прежним ставкам), а потом удержание на сверхвысоком уровне ключевой ставки.
В США уже слышны голоса (даже в ФРС), что высокий уровень ставок создает фискальные стимулы, дополнительные доходы в экономике и проинфляционные последствия.
Кстати, в США за год надо рефинансировать ещё больше — 30% всего долга. Потому что госдолг там размещают в основном короткий: более 70% Bills сроком до 1 года, до 30% Notes от 1 до 10 лет и лишь чуть-чуть Bonds от 10 лет. Потому что думают о форме кривой и будущих платежах по долгу.
Минфин РФ делает все наоборот. Надеюсь, не назло бабушке…
https://www.finam.ru/