ЦБ опубликовал предварительную оценку платежного баланса за 1К24, вкл. помесячную динамику:
Баланс по товарам в марте резко вырос до $16.7 млрд с $7-8 млрд. в январе-феврале ($12.9 в марте 2023), это рекорд с декабря 2022. Причина – резкий рост экспорта товаров с $28-30 до ~$40 млрд. в марте (уровни сен-23) при стагнирующем импорте ~23 млрд.
В услугах дефицит торговли расширился до ~$2 млрд. с $0.6-2.2 млрд. в январе-феврале, в т.ч. из-за сезонного роста зарубежных поездок россиян.
Чуть улучшился (с -$1.2-1.8 млрд до -$1.4 млрд) и баланс первичных/вторичных доходов, которые отражают выплату з/п, дивидендов, % платежей и в нынешних условиях санкций не всегда дающих реальные потоки валюты на рынке.
Все вместе это обеспечило максимальный с октября 2022 профицит текущего счета в $13.4 млрд., за 1К24 всего получилось $22 млрд. Напомним, за весь год ЦБ ждёт $42 млрд., наши текущие ожидания ближе к $70 млрд.
По финансовому счету в марте зафиксирован чистый «отток» $15.7 млрд. vs $3-4 млрд. в январе-феврале почти полностью из-за роста иностранных активов на $15.5 млрд (отражая рост доходов от экспорта, которые из-за лагов в поступлении средств зачтены как иностранный актив), внешние обязательства упали на символические $0.2 млрд.
Высокими (-$1.8 млрд. как и в феврале) остаются «чистые ошибки и пропуски», фактически отражая чистый отток капитала из-за нестыковок по другим составляющим платежного баланса.
Что мы думаем?
Рост цен на сырьё и поставок нефти морем не может в полной мере объяснить столь резкий скачок экспорта в марте, ответа на вопрос о причинах у нас пока нет (учитывая отсутствие многих данных). С точки зрения трендов, важным является уверенный рост экспорта (товаров/услуг) при снижении импорта, если смотреть на сезонно-скорректированные ряды – вероятно, сказываются проблемы с оплатой импорта вкупе с эффектами жесткой политики ЦБ.
Формально, показатели экспорта/импорта за март дают расчетный «балансирующий» торговлю курс около 66/USD vs 77-79/USD в январе-феврале (курс, при котором профицит обнуляется). Но, как видно, не вся выручка сразу становится доступной экспортерам, а с учетом этих эффектов тренды по финансовому счету (сохранение оттока капитала) сильно не меняются, которые и удерживают рубль выше 90/USD.
Тем не менее, цифры за март подтверждают наш прогноз относительно наличия у рубля потенциала для умеренного укрепления в апреле-мае, или, как минимум, отсутствия причин для его резкого и значимого ослабления. Одновременно, на горизонте 2П24 не видим причин и для улучшения прогноза с текущих 95-100.
https://www.finam.ru/