В сегодняшнем интервью глава Минфина Антон Силуанов сделал ряд заявлений, которые заслуживают внимания:
· Ежемесячные колебания дефицита (федерального) бюджета из-за авансирования расходов не меняют планы по дефициту бюджета, исполнение за 3М24 выглядит лучше планов на год (-1.6 трлн руб./-0.9% ВВП), Минфин ориентируется на 1.4-1.5 трлн руб. дефицита
· Приоритизация расходов будет использоваться и далее, позволяя не раздувать расходы и держать бюджет «в тонусе», однако заявленные президентом цели потребуют дополнительно 1+ трлн руб. в год, что потребует новых доходных источников
· Одним из них станет повышение налогов для достижения большей справедливости в терминах «больше зарабатываешь, больше платишь», но детали будущих изменений еще прорабатываются
· Параметры бюджетного правила (цена отсечения $60/брл) менять не планируется, возврат к исходной букве правил продолжится
· Замещение суверенных бондов должно завершиться по плану – до конца июня
· План заимствований на 2024 менять не планируется, ведомство работает по его исполнению
· Приватизация может принести в бюджет более 100 млрд. руб. в 2024 году, в 2025 возможно IPO «Дом.РФ», приватизация – важный источник средств для финансирования приоритетных расходов
· Правительство внесло предложения о продлении до конца 2024 требований по продаже валютной выручки крупнейшими экспортерами, но решение пока не принято, также не планируется пересматривать лимит в $1 млрд/мес. для покупки валюты под сделки выкупа активов у нерезидентов
Что мы думаем?
Минфин подтвердил наш умеренно-позитивный взгляд на бюджетные перспективы 2024 с конца 2023 – значимых рисков не видели и не видим. Объем дополнительных расходов в 1+ трлн руб. находится ближе к нижней границе наших оценок (по итогам послания Президента Федеральному собранию в конца февраля) в 1.2-1.4 трлн. руб. Повышения налогов и оптимизации уже утвержденных расходов, видимо, хватит для их финансирования, учитывая нежелание планов менять бюджетное правило. Важный резерв – приватизация, похвально, что Минфин об этом думает и говорит.
Всё это снижает риски повышения планов по размещению ОФЗ в 2025-27. Что касается 2024 года, то при текущей сырьевой конъюнктуре и курсе рубля могут даже возникнуть условия для некоторого снижения плана заимствований с расчетных 4.1 трлн руб. Ставить на это рынок по понятным причинам (неприятные сюрпризы прошлых лет) не готов, но вместе с ожидаемым успехом ЦБ в борьбе с инфляцией (рынок в это верит всё больше) осознание этого факта может обеспечить разворот настроений на рынке ОФЗ ближе к середине года, когда ЦБ начнёт снижать ставку.
https://www.finam.ru/