Структурные изменения экспортного рынка могут привести к снижению привлекательности инвестиций в нефтепереработку

В четверг было подписано правительственное постановление об увеличении нормативов продажи дизельного топлива на биржевых торгах и временном ограничении экспорта бензина из РФ. Запрет на экспорт вводится на полгода – с 1 марта по 31 августа – и не будет распространяться на поставки топлива в рамках межправительственных соглашений и государствам – членам Евразийского экономического союза (а также Узбекистану, Монголии, Абхазии и Южной Осетии). Из-под ограничений традиционно вывели вывоз топлива для личного пользования, а также для оказания международной гуманитарной помощи, говорится в правительственном сообщении. При этом минимальные объемы продаж дизтоплива на биржевых торгах увеличиваются с нынешних 12,5% до 16% объёма производства. Это позволит гарантировать необходимый уровень предложения в условиях роста спроса, что, по правительственным прогнозам, обеспечит конкурентные цены на биржевых торгах. В документе утверждается, что принятые меры направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.

Мы считаем действия правительства закономерными и достаточными для стабилизации цен на внутреннем рынке, поскольку выработка моторного топлива в стране исторически превышает средние объемы потребления даже в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов. Ограничение экспорта бензина и увеличение нормы продаж дизтоплива на бирже приведет к формированию профицита моторного топлива в стране, будет сдерживать рост биржевых цен, а в долгосрочной перспективе – обеспечит дальнейшую коррекцию цен у мелкооптовых и среднеоптовых поставщиков. На наш взгляд, принятые меры носят скорее превентивный характер и призваны исключить дополнительное влияние на цены таких факторов, как возможный дефицит или сокращение коммерческих запасов топлива в стране. 

При этом, после аварии на Нижегородском НПЗ наблюдается общая тенденция к сокращению бензинового экспорта. По последним данным, в январе он упал почти на 37% г/г в натуральном выражении, обеспечив 7%-й рост поставок топлива на внутренний рынок. Поскольку бензин не является ключевой статьей товарного экспорта (более 90% производимых объемов потребляется внутри РФ), эффект от его дальнейшего сокращения будет ограничен: по нашим оценкам, суточный объем поставок бензина за рубеж может сократиться на 60-80 тыс. барр., что не должно существенно повлиять на динамику экспортных доходов. Такие компании, как Сургутнефтегаз, Лукойл, Роснефть и группа Газпрома, продолжают экспортировать бензин; у них выпадающие объемы экспорта вполне могут быть замещены наращиванием поставок прямогонного бензина (нафты) за рубеж, что, на наш взгляд, не окажет значительного влияния на показатели вертикально-интегрированных компаний. 

Впрочем, структурные изменения конъюнктуры экспортного рынка могут привести к снижению привлекательности инвестиций в нефтепереработку, что в долгосрочной перспективе чревато негативными последствиями для отрасли в целом. В конечном итоге, мы оцениваем новость как нейтральную или негативную для акций компаний нефтегазового сектора.

https://www.finam.ru/

Следующая записьЕще статьи

Добавить комментарий